Илья Шатилин (shatilin) wrote,
Илья Шатилин
shatilin

Летать из Москвы будет дороже

21 февраля вступил в силу приказ ФАС о дерегулировании аэропортовых сборов в московском авиаузле (МАУ). Это приведет к значительному увеличению сборов уже в краткосрочной перспективе. Как сообщают «Ведомости», «Домодедово» поднимает сборы за взлетно-посадочные операции на 15%, за авиационную безопасность на 26%, а за терминал — на 27% для ВВЛ и на 43% для МВЛ. В Шереметьево рост сборов составит 12, 3 и 9% соответственно.


Авиакомпания S7, базовый перевозчик Домодедово, подсчитала, что в целом сборы для нее увеличатся примерно на 20%.


Между тем зарегулированные сборы, даже с учетом заложенной в них ежегодной индексации, были для аэропортов убыточными; компенсировать потери от них приходилось за счет неавиационных доходов, доля которых во всех крупных аэропортах России стабильно растет последние несколько лет.


Например, в Пулково (третий по пассажиропотоку аэропорт в России), где сборы будут регулироваться минимум до 2018 года, доля неавиационных доходов в выручке увеличилась с 13% в 2010 году до 24% в 2015 году, а доля авиационных, соответственно, уменьшилась с 87 до 76%. В Шереметьево доля неавиационных доходов составляет 40%.


В Домодедово доля неавиационных доходов составляла по итогам 2014 года 28%; на авиационные — 25% (однако аэропорт под ними понимает именно взлет-посадку, безопасность и терминал, остальное — хендлинг, топливо, бортпитание и пр. считается сопутствующим бизнесом).


Увеличение сборов не должно как-то заметно повлиять на стоимость билетов для пассажиров. Как сообщил FrequentFlyers.ru представитель одного из аэропортов, увеличение сбора за взлетно-посадочные операции на 10% при текущих тарифах приводит к увеличению цены билета для одного пассажира на 5 рублей.


«Если повысить на 3% сбор за обслуживание пассажиров в Домодедово, получится 137 рублей, а не 133. Едва ли эти 4 рубля кто-то заметит в билете за 33 тысячи. Но совершенно понятно, за все это будет платить пассажир», — говорит представитель Aviasales Янис Дзенис.


Однако в доле операционных затрат авиакомпании, если изучить финансовую отчетность «Аэрофлота» — крупнейшего российского перевозчика — на аэропортовые сборы, включая наземное обслуживание, приходится 17%. «Безусловно, возрастающие расходы существенно отразятся на экономике авиакомпаний. Мы неоднократно говорили о негативных последствиях решения о дерегулирования тарифов и отсутствии реальной конкуренции между аэропортами», — прокомментировала ситуацию пресс-служба S7.


Между тем главной целью дерегулирования является снятие существующих инфраструктурных ограничений аэропортов. Напомним, вся объекты аэродромной инфраструктуры в России, включая ВПП, перроны, рулежки и т.п. считаются стратегическими, принадлежат государству и строятся за счет бюджетных средств. Однако у государства нет достаточных средств для развития аэродромов, поэтому было решено вместо сдачи в аренду передать аэродромную инфраструктуру в концессию, что позволит частным инвесторам ее развивать. Первоначально планировалось заключить концессионные соглашения в начале 2014 года, однако этот процесс до сих пор откладывался.


Единственным аэропортом в России, работающим по концессии, является Пулково. При этом здесь размер сборов был установлен на 5 лет вперед, что стало своего рода компромиссом между наличием и отсутствием регулирования, однако в текущей экономической ситуации аэропорт страдает от невозможности увеличивать размер сборов.

Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments