Илья Шатилин (shatilin) wrote,
Илья Шатилин
shatilin

Category:

Антихайп: почему пассажир, «спасший» 500 человек из самолета, заплатит за это несколько миллионов ру

Читайте в оригинале на Frequentflyers.ru: https://www.frequentflyers.ru/2021/07/12/fv5625/

В воскресенье в аэропорту Шереметьево произошла курьезная ситуация: пассажир рейса FV5625 Москва-Анталья открыл дверь. Выпустился аварийный трап, авиакомпания «Россия» была вынуждена заменить самолет, в итоге задержка рейса составила около 4 часов, а инициатору аттракциона – 42-летнему преподавателю консерватории – грозят очень большие расходы в несколько миллионов рублей, потому что все убытки авиакомпания планирует взыскать с него в судебном порядке.


Однако это не дебош и не хулиганство: наш музыкальный Зорро открыл дверь из лучших побуждений. Дело в том, что в самолете не работала система кондиционирования и было очень душно.


В соцсетях, конечно, горит пожар: как же так, людей держали два часа на жарище в закупоренной консервной банке! Он спас их от неминуемой гибели, инфаркта, обморока, аппендицита и облысения, какая отвратительная авиакомпания, ату её!  Но мы провели журналистское расследование и сейчас расскажем, как всё было на самом деле и почему всё произошло так, как произошло, а вы уже сами решите, кто прав, кто виноват. Итак, с чего все началось (внутри много технических подробностей о том, как всё устроено):


В России пассажирские 747 есть только у “России”


Рейс FV5625 Москва-Анталья выполняется совместно с туроператором «Библио-Глобус» на Boeing 747-400. Вылет по расписанию – в 02:20 ночи. То есть, не на жаре под палящим солнцем, а при свете фонарей при температуре в районе аэропорта около 20 градусов Цельсия.


На рейс запланирован борт EI-XLF: машина 2000 года выпуска с 12 креслами бизнес-класса и 510 эконома, раньше летавший в «Трансаэро» и переданный «России» в 2016 году. У борта есть одна проблема: неработающая вспомогательная силовая установка (ВСУ). Это еще один небольшой двигатель, от которого работает электрооборудование, система кондиционирования и вентиляции – в тот момент, когда основные двигатели не работают. А на стоянке они не работают. Более того, и запускаться основные двигатели могут от ВСУ.


Но есть один нюанс. Летать с неработающей ВСУ допускается до ближайшего планового «чека» – сервисного обслуживания. Это не только на Boeing 747 так, а в принципе на большинстве самолетов, где ВСУ вообще присутствует. Однако при этом есть ограничения: летать можно только в те аэропорты, где есть наземные источники электропитания, кондиционирования и устройства воздушного запуска (УВЗ). Более того, даже когда ВСУ исправна, стараются пользоваться наземными источниками, чтобы не жечь керосин.


В аэропорту Шереметьево, конечно, есть наземные источники кондиционирования и источники воздушного запуска. Причем многие модели таких устройств – универсальные, поскольку принцип действия у них схож. Источник кондиционирования (PCA, Pre-Conditioned Air, он же ACU, Air Conditioner Unit) – это, собственно, кондиционер. Он забирает забортный воздух, зимой нагревает его, летом охлаждает и по толстому шлангу подает его в самолет. Устройство воздушного запуска (ASU, Air Start Unit) – по сути, просто вентилятор с компрессором. Он тоже подает воздух – но к двигателям и под давлением, чтобы можно было раскрутить крыльчатку и, собственно, сам вал. Примерно как в автомобиле это делается электромотором либо пусковой рукояткой. Собственно, ASU – это почти что «кривой стартер» для самолета. Электростартеры на самолетах почти не используются: эта «инновация» применена только в Boeing 787.


ASU/ACU со снятым кожухом. Работает от дизельного двигателя.


Еще раз: многие ASU имеют и функцию ACU, она переключается специальным рычажком. Логично: не надо привозить две «тележки» с оборудованием, тем более, что одновременно они и не нужны: сначала работает источник кондиционирования, а потом запускаются двигатели – и СКВ самолета уже обдувает пассажиров холодным воздухом самостоятельно. Да, некоторое время – обычно не больше пары минут – система кондиционирования не работает, потому что наземный источник уже отсоединен, а двигатели еще не запущены.



Однако на рейсе FV5625 это время растянулось аж на 20 минут. Дело в том, что при попытке запустить двигатели ASU сломалась. Соответственно, наземный службам «Шереметьево Хендлинг» сначала потребовалось время, чтобы попытаться ее запустить снова. Потом, убедившись, что ничего не получается, заказать и привезти новую, исправную ASU. И вот она уже стоит у самолета и готова к подключению (на видео четко видно, что у самолета стоят две одинаковых желтых машинки), как вдруг наш Зорро, просидевший 20 минут в духоте, решает стать народным героем и открывает дверь.




Естественно, поскольку самолет уже был готов к вылету и оставалось только запустить двигатели, трапы были переведены в положение «автомат», то есть, выпуск и надувание при открывании двери. Это и произошло. А поскольку внизу стояла металлическая машина да еще и с горячей выхлопной трубой сверху, то… трап тут же был продырявлен либо о что-то острое, либо прожжен, поэтому тут же сдулся.


5 интересных фактов о надувных трапах


Лететь без трапа, естественно, нельзя. Поэтому после решения оргвопросов пассажиров выпустили в здание аэровокзала, затем подготовили другой борт EI-XLE (к счастью, у «России» быстро нашелся свободный самолет того же типа в такой же компоновке) и отправили всех в Анталью.


Просто упаковать случайно выпущенный трап от Boeing 747 стоит в разных аэропортах мира от 6 до 12 тысяч долларов. Выполнять эту работу могут немногие: допуски имеются лишь у ограниченного количества специалистов и вряд ли они дежурят в три часа ночи. А вот новый трап для такого «Боинга» стоит около 30 тысяч долларов – то есть, более двух миллионов рублей. Даже для более маленьких самолетов трапы стоят от 20 тысяч долларов. Кроме того, несколько сотен тысяч рублей «стоит» задержка рейса (туда и, как следствие, обратно), причем у «России» есть опыт взыскания ее с дебоширов.


Но как же два часа в духоте? Спасли же пассажиров! Дело в том, что в духоте сидели не более 20 минут – от момента отключения наземного источника перед стартом двигателей. Это произошло около 2:30, на 10 минут после времени вылета по расписанию. А уже в 2:50, спасибо камерам аэропорта, открыли дверь. Мог ли кто-то за 20 минут задохнуться или упасть в обморок? Вопрос риторический, поскольку за медицинской помощью никто к экипажу не обращался. Да, сидеть 20 минут в герметичном салоне с 500 соседями без притока свежего воздуха крайне неприятно. Но это 20 минут, а не 2 часа. Более того, если посмотреть видео про «2 часа» внимательно, то это «2 часа из-за того, что мужик открыл дверь», а не 2 часа до открытия двери.



Некоторые говорят про 1 час. Это логично: посадка начинается за 40 минут до вылета, то есть, в 1:40. Получается, что пассажиры, вошедшие в салон первыми до открытия двери просидели в кресле больше часа. Но кондиционирование-то работало до 2:30!


Почему тогда бортпроводники не открыли двери сами, отключив перед этим надувные трапы? Во-первых, это категорически запрещено: кто будет отвечать, если пассажир подойдет к проему, чтобы подышать воздухом (а пассажиров несколько сотен), и случайно упадет c высоты третьего этажа? Во-вторых, они не знают, почему двигатели еще не запущены и когда именно приедет другая ASU, понимая лишь, что это будет скоро.


Как устроена система вентиляции в самолете


Хорошо, не открывать двери, но выпустить всех обратно в терминал можно? Можно. Но, опять же, есть понимание, что двигатели запустятся скоро, а не через два часа. Более того, если выпускать всех в терминал, нужно снова проводить досмотр салона, а также предполетный досмотр пассажиров. Если их 500, это сразу часа полтора задержки.


Так что скорейшая доставка наземными службами другой ASU – фактически единственный выход из данной ситуации. Хотя нет, есть еще один: выбросить кислородные маски вручную, но это точно задержка на несколько часов с заменой борта.


Кнопка выброса кислородных масок


В общем, при полетах на самолете нужно быть готовым к тому, что система кондиционирования не будет работать. Примерно как в лифте же можно застрять или ехать двое суток в Крым в душном купе с неоткрывающимися окнами. А музыканта, конечно, жалко. Такой шанс выпал «всех спасти», и такой конфуз.


Илья Шатилин

Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment