Илья Шатилин (shatilin) wrote,
Илья Шатилин
shatilin

Кто приходит устраиваться бортпроводником в «Победу» и почему через час остается только треть претен

Читайте в оригинале на Frequentflyers.ru: https://www.frequentflyers.ru/2021/06/10/dp_future_stewards/

Так сложилось, что я прилетел в Санкт-Петербург 25 мая, улетел 27 мая, а 26 мая в аэропорту Пулково «Победа» проводила очередное групповое собеседование для приема на работу бортпроводников. Сам бог велел на такое сходить – нет, не в качестве кандидата, а по приглашению Ласло Сабо, директора по сервису «Победы», в ведении которого находится в том числе и служба бортпроводников.


Лоукостер сейчас наращивает флот, поэтому активно набирает экипажи – а желающих много, все-таки налет (от которого и зависит зарплата) здесь сейчас самый большой в стране – по 80-90 часов. Процесс собеседования организован совсем не так, как при устройстве на обычную работу: не нужно составлять резюме и ждать, пока вам позвонят. Опыт работы в принципе не важен: все равно как бортпроводник вы ноль и нужно пройти двухмесячное обучение, причем по 6 дней в неделю.


Поэтому все желающие в назначенное время собираются в небольшой аудитории в аэропорту, где их встречают Виктория – начальник отделения кабинных экипажей и Яна – бортпроводник-рекрутер.



Первым делом собравшимся вообще рассказывают о том, что такое авиакомпания «Победа» и как устроена работа бортпроводника. Например, о том, что зарплата складывается из оклада, оплаты за лётный час и надбавки за качество, а также надбавок за ночные рейсы и за вредность (нагрузка на опорно-двигательный аппарат и повышенный радиационный фон). Плюс доплата за знание английского языка. В результате бортпроводник зарабатывает не менее 80 тысяч рублей в месяц, что для Санкт-Петербурга, да тем более вчерашнего студента, например – отличная зарплата. К тому же, есть «плюшки»: вроде отпуска до 70 дней или больших скидок на билеты для всей семьи (до 90% по ID90Travel).


Также рассказывают о перспективах карьерного роста, хотя они тут в пределах специальности: директором авиакомпании вас вряд ли возьмут. Сначала нужно сделать 8 рейсов с инструктором, чтобы перейти в стажеры. Потом один месяц поработать стажером, следующие ступени – это обычный бортпроводник, старший бортпроводник экипажа и бортпроводник-инструктор.


Обучение бесплатное, и даже выплачивается стипендия порядка 20 тысяч рублей в месяц. Но учебный центр находится в Москве, и там нужно на какие-то деньги жить в течение всех двух месяцев. Кроме того, самостоятельно и за свой счет нужно пройти первый ВЛЭК – а это стоит, в зависимости от того, где его делать, от 15-20 до 65 тысяч рублей, если нужны какие-то дополнительные анализы. То есть, совсем без гроша в кармане устроиться на работу бортпроводником не получится. Кроме того, нельзя иметь татуировки на видимых частях тела и сильной аллергии на косметику, когда даже гипоаллергенной краситься нельзя.


Собеседование еще даже не начиналось, но из 50 пришедших «отвалилось» трое.



Теперь начинается самое главное – каждый из присутствующих находит себе пару, дается 5 минут на общение друг с другом, после чего все по очереди парами выходят «к доске» и презентуют друг друга. Почему не самого себя? Потому, что самопрезентацию можно заучить заранее, а тут придется говорить, что называется, в режиме реального времени. И говорить нужно на английском языке, поскольку требование уровня не ниже Elementary – одно из главных в работе. Раньше брали только с Intermediate, но теперь решили, что можно обучить и в процессе. Разрешается, конечно, говорить и на русском, если все-таки на английском тебе сложно, но это означает автоматический отказ. Заодно проверяются навыки вербальной и невербальной коммуникации – не социопат ли ты, как ты чувствуешь себя перед толпой незнакомых людей (ведь в самолеты ты каждый день будешь выступать перед толпой незнакомых людей). Внешний вид и поза тоже имеют значение. Например, если смотреть в пол, то вас не возьмут. И даже пунктуальность: если ты опоздал на лекцию и даже не извинился, зайдя в аудиторию, то увы.


Практически все присутствующие – иногородняя молодежь. Кто-то учился в Санкт-Петербурге, кто-то еще студент. Кто-то даже приехал из другого города на собеседование. Есть даже двое из Белоруссии. Почти у всех есть какой-то опыт работы в сфере услуг на низкоуровневых должностях – например, официантом, барменом (рестораны-то многие позакрывались), продавцом сувениров или бебиситтером. Есть два бывших бортпроводника: одна девочка из S7, вторая из «Сапсана», однако у них никаких преференций нет – может, ты 10 лет касалетки на кухне разогревал, а не с пассажирами общался. То есть, условия для всех равные, только что с сертификатом уже полный курс обучения проходить не надо.


Тренажер в АУЦ “Победы”


Презентации длятся примерно час. После этого «жюри» совещается, и… из 47 человек остается 19. Из них всего 3 парня: и вовсе не потому, что бортпроводник – женская профессия, изначально их была примерно треть. А потому, что именно парни либо вообще не знают английского, либо знают его настолько плохо, что не могут ответить на элементарные вопросы. Некоторые и вовсе неадекватны – например, девочка хиппового вида, которой не досталось пары, рассказывала сама о себе, и заявила, что она в свои 27 лет никогда нигде не работала и ей все равно, где и кем работать – лишь бы деньги платили.


Оставшиеся заполняют небольшую анкету (в том числе указывая желаемый аэропорт базирования – Пулково, Внуково или Шереметьево) и проходят индивидуальные собеседования – примерно по 10 минут на человека. На них спрашивают, например, почему именно этот аэропорт, и почему вы хотите стать бортпроводником – больше никаких специфических вопросов нет: задают вопросы общего характера в целом о человеке вроде семьи и увлечений или сколько ехать от дома до аэропорта. Часть общения происходит на английском языке.


После этого собеседования отсеивается еще несколько человек – и в результате из 50 пришедших и 19 прошедших первую фазу отбора первоначальное обучение проходит 13 человек, а всего из Петербурга их 20 (еще одно собеседование было 19 мая). Потом они сдадут экзамен в АУЦ и в Росавиации, и получат гарантированное трудоустройство, причем обязательно нужно отработать в «Победе» два года, иначе придется вернуть работодателю стоимость обучения.


В «Победе» сейчас 600 бортпроводников в Москве и 120 в Санкт-Петербурге. Среди них есть КМС по биатлону, КМС по художественной гимнастике, несколько разрядников (плавание, танцы, гимнастика, фигурное катание). Самой старшей бортпроводнице 41 год.



Илья Шатилин

Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments