Илья Шатилин (shatilin) wrote,
Илья Шатилин
shatilin

Category:

Куда улетают старые самолеты

Читайте в оригинале на Frequentflyers.ru: https://www.frequentflyers.ru/2019/11/01/old_planes/

Век самолета довольно долог: несколько десятков лет, а некоторые борты летают и по 80! Однако он рано или поздно заканчивается, и что происходит потом?



Чем опасен старый самолет?

Пассажирские самолеты довольно часто переделывают в грузовые, после чего те еще довольно долго летают: из салона убирают кресла, багажные полки, панели и все остальное, оставляя практически голую «трубу» и даже убирая иллюминаторы двери, аварийные люки и все прочее, максимально облегчая вес. Вместо них появляются грузовые люки для загрузки внутрь всякого добра и системы крепления груза внутри. В таком виде борт запросто может летать еще пару десятков лет. А иногда самолет становится летающей лабораторией: один из старых Boeing 747 выкупила Rolls-Royce и тестирует на нем двигители.


Но потом путь все равно один — на «кладбище самолетов», которое правильно называется базой хранения. Как правило, такие базы располагаются в местах с сухим климатом. Идеальный вариант — пустыня. Места свободного много, в воздухе минимум влаги и нет осадков, благодаря чему самолет долго не повреждается коррозией. В Европе одна из самых известных баз находится в Теруэле (Испания), в США — в Алабаме и в Калифорнии.


База хранения — это не совсем «кладбище»; там хранить неиспользуемый самолет значительно дешевле и надежнее, чем в каком-то из действующих аэропортов. Все, что по несколько лет стоит в поле, скажем, в аэропортах Внуково и Домодедово — это по большей части «авиахлам», который вряд ли когда-то полетит, и стоит он там из-за юридических нюансов: авиакомпания может уже давно прекратить полеты, но борт кому-то принадлежит и числится на балансе, поэтому трогать его нельзя, а улететь он не может, потому что нет ни сертификата эксплуатанта, ни, скорее всего, сертификата летной годности.



Так вот, на базе хранения самолет может простоять достаточно долго, а затем снова начать полеты. Для лучшей сохранности в нем заделываются все отверстия; например, сейчас на хранении находится несколько сотен выпущенных, но не летающих пока Boeing 737 MAX.

Другие самолеты разбирают на запчасти: сами они никогда больше не полетят, но узлы и агрегаты еще послужат другим бортам. Это почти как с автомобильными разборками: можно купить почти новую запчасть вместо новой или снятой с производства. В первую очередь, конечно, это то, что не влияет на безопасность — например, элементы салона. Отличие самолетной разборки от автомобильной в том, что здесь нет деталей с угнанных и аварийных машин: если борт совершил аварийную посадку, то детали с него на летающие уже не пойдут — только на сувениры.

Ну, а оставшийся после разборки металл сдают в металлолом: титан и алюминий еще послужат людям. Некоторые элементы идут на сувениры, а Lufthansa даже продает мебель, сделанную из деталей старых самолетов. Для интерьера в стиле лофт — самое то.



Некоторые же самолеты ждет более интересная судьба. В СССР, например, из них любили делать детские кинотеатры и кафе. Некоторые устанавливают в качестве памятников в аэропортах — буквально на днях авиакомпания Utair поставила памятник Ту-134 в Тюмени. Также старые самолеты устанавливают в качестве тренажеров для спасательных служб: почти в каждом аэропорту есть такой. А в аэропорту Стокгольма есть отель из «Боинга-747»: хочешь — в гондоле двигателя живи, хочешь — в кабине пилотов с видом на звезды. А недавно еще один 747 авиакомпании KLM стал частью отеля Corendon в Амстердаме. Ну, и вспомним про бар из Lockheed в Нью-Йорке. Или про детский сад из Як-40 в Грузии.



Некоторые самолеты затапливают в море, где они становятся аттракционами для дайверов.

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments