Илья Шатилин (shatilin) wrote,
Илья Шатилин
shatilin

Categories:

Правительство придумало способ борьбы с "Бермудофлотом", но он не сработает

Читайте в оригинале на Frequentflyers.ru: https://www.frequentflyers.ru/2019/06/14/ra_vat/

Практически все самолеты иностранного производства, летающие в российских авиакомпаниях, зарегистрированы за рубежом: либо в Ирландии (EI-…), либо (большинство) на Бермудах (VQ-B.. и VP-B..) Этот факт даже используется в информационных атаках на государственные авиакомпании, которые в заказных материалах обязательно называют «Бермудофлотами». Правительство неоднократно пыталось стимулировать перевод самолетов в российский реестр (RA-…..), однако кроме показательной регистрации одного престарелого Boeing 767-300 AZUR air дело так и не пошло. Теперь придумали новый стимул, который тоже не будет эффективным, и вот почему:


Кабмин одобрил законопроект, который предлагает освободить от НДС ввоз в Россию самолетов при условии их регистрации в российском реестре. «Льготу в виде нулевой ставки НДС предлагается применять и при продаже лайнеров и передаче их в лизинг», — сказал премьер-министр Дмитрий Медведев. Переходный период для тех, кто собирается перерегистрировать суда, зарегистрированные в других странах, предусмотрен до 1 января 2023 года.


Что это означает на практике? Сейчас авиакомпания, ввозящая самолет из-за границы, оплачивает «таможенный» НДС в размере 20% от стоимости самолета. И, например, для нового самолета типа Boeing 737 или Airbus A320, каталожная стоимость которого составляет около 100 млн. долл. (по факту она меньше примерно вдвое — у каждого свои условия), абсолютное значение НДС составит внушительную сумму, плюс нужно не забывать о стоимости денег, поскольку выплачивается этот налог из заемных средств.


В России регистрируют примущественно отечественные самолеты.


Однако при возврате лизингодателю и обратном вывозе самолета за границу после нескольких лет эксплуатации авиакомпания возвращает часть ранее уплаченного налога, получая 20% от его остаточной стоимости. За 6 лет эксплуатации самолет типа Airbus A320 теряет около 30% начальной стоимости, за 12 лет — 50% без поправки на инфляцию (это как раз сроки проведения крупных форм техобслуживания, которые многие перевозчики предпочитают не проводить, а вернуть борт обратно). С учетом инфляции, например, самолет, взятый новым за 50 млн. долл. (10 млн. долл. НДС) и возвращенный через 12 лет за 30 млн. долл. (6 млн. долл. НДС) обходится авиакомпании в 4 млн. долл. налогов плюс проценты по заемным средствам. Вот эту сумму авиакомпания и сэкономит, зарегистрировав машину в российском реестре.



Казалось бы, все замечательно, и все начнут регистрировать самолеты в России, несколько миллионов-то не лишние! Но нет. Дело в том, что при регистрации в российском реестре остаточная стоимость самолета будет существенно ниже стандартной, потому что российская нормативная база по поддержанию летной годности воздушных судов (а именно в соответствии с ней будут оформляться документы при регистрации в RA-) не соответствует международным стандартам. И чтобы самолет из российского реестра можно было передать какой-то иностранной авиакомпании, требуется провести дорогостоящее техобслуживание с фактическим получением СЛГ (сертификата летной годности) с нуля. Именно это, а не мифическое желание вывести деньги в оффшоры, является причиной того, что российские авиакомпании регистрируют самолеты за рубежом — иначе это было бы слишком дорого, и отмена НДС ничего не изменит для авиакомпаний, получающих относительно свежие машины: они потеряют на российской регистрации больше, чем сэкономят на обнулении НДС.



А вот какой-нибудь 20-летний Boeing 737-500 стоит всего 2 миллиона долларов, и дешевеет он уже в абсолютных значениях медленно: через 8 лет (!) — 1 миллион, и тут хоть размер НДС и небольшой, но его можно не платить, а для авиакомпании, эксплуатирующей такие машины, это крупная сумма. И, самое главное, такие возрастные машины обычно уже не передают другим авиакомпаниям, а разбирают на запчасти и металлолом; поэтому потеря стоимости из-за российской регистрации не имеет значения. Собственно, те немногочисленные иномарки, имевшие российскую регистрацию, уже более не передавались другим авиакомпаниям. Есть лишь несколько случаев перерегистрации самолетов из российского реестра в иностранный, например, «Боинг 757-200» N888LT американской авиакомпании Asia Pacific Airlines ранее летал в «ВИМ-АВИА» под номером RA-73014. Единственный нюанс: борт переделан в грузовой и в процессе переделки получил «правильные» документы. Как раз переделка старых пассажирских машин в грузовые оправдывает дополнительные инвестиции, так как старый донор такого типа обойдется всего в $1,5-2 млн. Кстати, «ВИМ-АВИА» была единственным массовым эксплуатантом иностранных самолетов с российской регистрацией, причем многие из них были у перевозчика в собственности.


Таким образом, обнуление НДС приведет к тому, что только старые самолеты будут регистрировать в российском реестре.


Илья Шатилин

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments