Илья Шатилин (shatilin) wrote,
Илья Шатилин
shatilin

Categories:

Почему Пулково-2 не станет аэропортом для лоукостеров

Вчера СМИ растиражировали слова петербургского комитета по транспорту Александра Головина о наличии задачи по трансформации Пулково-2 под нужды лоукостеров и переговорах с Air Asia, чтобы привлечь ее летать в Санкт-Петербург. Читатели и зрители порадовались теплым мечтам о дешевых перелетах, а теперь давайте перейдем к реальности и поймем, почему ничего подобного не произойдет.



Правда в словах чиновника, конечно, есть: он сообщил известный всем факт о приходе Wizz Air в конце лета, а также менее известный факт о том, что во время чемпионата мира по футболу в 2018 году терминал Пулково-2 будет также использоваться из-за наплыва пассажиров, а также о росте за первое полугодие пассажиропотока на 20-30% (на самом деле 25%).



Однако давайте разберемся. Во-первых, аэровокзальный комплекс аэропорта Пулково недозагружен: при пропускной способности в 18 млн пассажиров в год по итогам 2017 года ожидается пассажиропоток в 16 млн пассажиров. На международный пассажиропоток приходится около трети от общего, и за первые 7 месяцев текущего года он хоть и вырос на 32,6%, однако это, в первую очередь, отскок к показателям докризисного 2014-го, поэтому ожидать столь впечатляющего роста в будущем не стоит.


Про международный пассажиропоток мы говорим не случайно, поскольку новые лоукостеры к нам могут придти только из-за границы, в России есть одна «Победа» и она и так вполне себе летает из Пулкова.



То есть, даже если международный пассажиропоток за счет лоукостеров вырастет еще на треть — Пулково справится с этим без открытия второго терминала. При этом, естественно, обслуживать всех пассажиров в едином терминале удобнее и дешевле, чем в двух разрозненных, так что повторное открытие «Пулково-2» в итоге аукнулось бы лоукостерам повышенными сборами.


Удобнее единый терминал и для пассажиров: хоть он и не очень приспособлен для трансферов, но хотя бы часть потока лоукостеры смогли бы получить за счет пассажиров из регионов, а если терминалов будет два, о пересадках придется забыть: очень уж неудобно они расположены относительно друг друга без прямого сообщения (кроме как на такси). Хотя эта проблема отчасти решается автобусами, курсирующими прямо по перрону, как было когда-то между «Шереметьево-1» и «Шереметьево-2».


Если и задействовать как-то старый терминал Пулково-2, то, скорее, под чартерные рейсы: его пропускной способности в 7 млн пассажиров в год хватит надолго, а основные пассажиры чартерных рейсов не особенно требовательны к сервису и комфорту.



Во-вторых, воли городской администрации недостаточно для привлечения лоукостеров, а они будут летать туда, куда есть пассажиропоток. Но они не могут летать куда угодно — по межправительственным соглашениям они могут получать допуски только на родную страну. То есть, easyJet сможет летать только в Великобританию, Ryanair — в Ирландию, а AirAsia — в Малайзию. Вряд ли эти направления можно назвать очень популярными для петербуржцев, и заполнить здесь достаточно вместительные самолеты с частотами хотя бы дважды в неделю будет практически невозможно. Если уж даже Air Berlin ушла (не говоря уже о Norwegian в Осло, после которой дорогую Норвегию не смог «раскатать» и «Руслайн» с 50-местными машинами), то что говорить о Британии с ее специфической визовой политикой?


Кстати, визовая политика мешает заполнить рейсы потенциальных лоукостеров и въездными туристами: в Россию жителям платежеспособных государств по-прежнему нужна виза, некоторые поблажки созданы лишь для пассажиров круизных лайнеров. Упрощение визового режима позволило бы решить многие проблемы — а то европейцы и впрямь скоро будут охотнее ездить на Майдан, чем на Дворцовую.


Илья Шатилин

Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments