Илья Шатилин (shatilin) wrote,
Илья Шатилин
shatilin

Category:

Туристический рынок вырос на треть вопреки кризису

Компания PayPal и российское исследовательское агентство Data Insight опубликовали новые данные о покупательских привычках россиян в отношении туристических услуг в интернете. Хотя в целом количество путешественников оказалось немного ниже, чем в 2015 году (например, за последние 12 месяцев только 26% россиян (активных интернет-пользователей) выезжали за границу, по сравнению с 30% годом ранее) онлайн-сегмент российского рынка путешествий продолжает расти.


И билеты, и проживание в гостиницах российские интернет-пользователи предпочитают заказывать в онлайне – в вопросе о способе совершения последнего по времени заказа большинство (от 51% в сегменте авиабилетов до 60% в сегменте бронирования отелей) ответили, что заказ был сделан в Сети.


Россияне, покупающие туристические услуги в интернете, главными преимуществами выбора и заказа в Сети чаще всего называли возможность выбрать лучшие цены и тем самым сэкономить (36%), или возможность самостоятельного планирования поездки (20%).


Сильнее всего поведение покупателей изменилось в части оплаты авиабилетов. Пользователи все чаще не только ищут варианты для путешествий, но и переводят деньги за них в онлайне – если в 2015 г. 11% покупателей авиабилетов ответили, что самый свежий по времени заказ делали в Сети, но оплачивали его в оффлайне, то сейчас доля подобных ответов снизилась до 4%.


Единственной крупной категорией туристических продуктов, где интернет по-прежнему используется в основном для выбора, но не для заказа и оплаты, остаются туры: самым распространённым способом покупки тура стал выбор через интернет при оффлайн-заказе (39% против 10-19% для билетов и бронирования отелей).


Кроме того, исследование позволило выявить ряд интересных фактов о демографическом портрете тех, кто приобретал туристические продукты через интернет:


Российский рынок e-travel_1



  • Если авиабилеты ожидаемо чаще всего приобретают через интернет жители крупных городов, то доля онлайн-заказов для билетов на поезда или бронирований в отелях выше всего среди активных интернет-пользователей, проживающих в городах среднего размера (с населением 100-400 тыс. человек).

  • Чаще всего через интернет туристические услуги приобретают люди в возрасте 35-54 лет, при этом большинство пользователей таких веб-сервисов составляют женщины.


Российский рынок e-travel_2


По данным опроса, наиболее популярные онлайн-сервисы для покупки туристических продуктов – это:



  • веб-сайт РЖД (43% покупателей пользовались этим сайтом хотя бы раз за последний год);

  • веб-сайты авиакомпаний (30%);

  • сервисы бронирования отелей (29%);

  • сервисы продажи авиабилетов (22%);

  • бронирование номеров на сайтах отелей (21%).


Исследование также позволило выявить демографический портрет пользователей шеринговых сервисов, которые становятся все более популярными в России, – таких как Airbnb и BlaBlaCar (8% респондентов ответили, что они пользовались онлайн-сервисами для краткосрочной аренды комнаты или квартиры, и 11% опрошенных указали, что пользовались онлайн-сервисами для поиска попутчиков). Согласно результатам опроса, среди тех, кто пользовался сервисами вроде Airbnb, доминирует молодёжь (более 55% еще нет 35 лет), с почти одинаковым соотношением мужчин и женщин (51% на 49%, при том что в целом среди пользователей онлайновых туристических сервисов мужчин только 44%), и много людей с высоким достатком (у 9% семейный доход превышает 150 тыс. рублей в месяц, тогда как в целом среди всех, кто пользуется интернетом для покупки любых туристических продуктов, такой семейный доход был лишь у 6%). Что касается поиска попутчиков, портрет среднестатистического пользователя заметно отличается: доля мужчин в этой категории еще выше (56%), при этом 37% респондентов живут в небольших городах (с населением менее 100 тысяч человек), и 35% – из семей с низким доходом (30 тысяч рублей в месяц).


“Несмотря на сокращение выездного туризма, которое лишь отчасти компенсируется ростом туризма внутреннего, онлайн-продажи путешествий растут – по оценке Data Insight, российский рынок eTravel в 2015 году вырос на 30% до 550 миллиардов рублей, – говорит Борис Овчинников, партнёр Data Insight – Наше совместное с PayPal исследование российского рынка электронной торговли, которое проводится уже третий год подряд и которое охватывает в том числе и рынок онлайн-туризма, показывает драйверы этого роста – удобство выбора в онлайне оптимального предложения по цене, возможность самостоятельного планирования путешествий. Также популярности онлайн-продаж билетов и туров помогает и то, что российские интернет-пользователи становятся все более опытными – ведь их онлайн-стаж растет с каждым годом”.


“Мы считаем, что переход к онлайн-модели потребления среди путешественников в ближайшие годы будет ускоряться – в том числе за счет тех, кто ищет более выгодные цены. Но это возможно лишь при условии сохранения доверия к сервису, – говорит Владимир Малюгин, глава PayPal в России. – В прошлом году мы расширили действие нашей программы защиты покупателей, когда PayPal помогает вернуть деньги за не оказанную услугу или в случаях, когда товар или услуга серьезно отличались от описания. Теперь наша программа распространяется и на нематериальные виды товаров, в том числе на билеты и туристические услуги – специально, чтобы наши пользователи могли не переживать при планировании долгожданного отпуска. Хорошая новость заключается в том, что в настоящее время опция оплаты через PayPal доступна на сайтах и в приложениях большинства международных игроков туристического рынка – начиная со всемирно известных авиакомпаний, и заканчивая небольшими компаниями по сдаче в аренду жилья в Греции”.


***


Информация об исследовании


Данные для исследования собраны в рамках онлайн-опроса, который был проведён компанией Data Insight в феврале 2016 года по заказу PayPal с использованием онлайн-панели TNS, и в котором приняло участие 4100 человек. Опрос проводился среди активных пользователей интернета в возрасте 18-64 лет, проживающих во всех типах населённых пунктов на территории России. В ходе опроса респондентам задавали вопросы об их онлайн-покупках, платежах, использовании финансовых сервисов, частных денежных переводах, благотворительности, использовании цифрового контента и путешествиях.

Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments